русский язык
Математика
Русский язык
Английский язык
Немецкий язык
Французcкий язык
Испанский язык
Белорусский язык
Физика
Биология
Химия
География
Обществоведение
Мировая история
История Беларуси
сайты - меню - вход - новости




Об экзамене

Назначение теста — объективное оценивание уровня подготовки лиц, имеющих общее среднее образование и желающих продолжить обучение в учреждениях среднего специального или высшего образования Республики Беларусь.

На нашем сайте представлены около 1000 заданий для подготовки к ЦТ по русскому языку в 2017 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЦТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2017 ГОДА

Работа состоит из 40 заданий: заданий I уровня сложности — 2 (5%), задания II уровня сложности — 4 (10%), III уровня сложности — 14 (35%), IV уровня сложности — 14 (35%), V уровня сложности — 6 (15%).
Задания с выбором верного ответа (Часть A) — 30, заданий с кратким ответом (Часть B) — 10.
Работа рассчитана на 120 минут.


Разделы программного материала Количество
заданий
Процент
от общего
количества
1 Орфография (включая правописание частей речи) 13 32,5
2 Пунктуация 9 22,5
3 Лексика 2 5,0
4 Культура речи 3 7,5
5 Фонетика 1 2,5
6 Состав слова. Образование слов 2 5,0
7 Морфология 4 10,0
8 Синтаксис 3 7,5
9 Текст. Стили речи 3 7,5




ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ

В тесте проверяются сформированность знаний о системе русского языка на всех его уровнях, владение нормами языка и речи. В соответствии с этим абитуриенты должны:

иметь представление о языке как системе;

знать особенности фонетики русского языка, уметь различать звуки и буквы, устанавливать между ними соответствие, различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;

иметь представление о своеобразии и богатстве лексического и фразеологического состава русского языка, соотносить слова с определенными лексико-семантическими группами, адекватно воспринимать значение слова или фразеологизма в тексте, разграничивать значения многозначных слов и оттенки значений синонимов, многозначные слова и омонимы; обнаруживать антонимические отношения между словами;

знать основные виды морфем и основные способы словообразования, уметь определять морфемный состав и способ образования слов; разграничивать однокоренные слова и формы одного слова; разграничивать словообразовательные и формообразовательные морфемы;

знать основные понятия морфологии и классификацию частей речи, знать морфологические категории разных частей речи, уметь определять морфологические признаки частей речи и распознавать части речи в тексте на основе их смысловых, морфологических и синтаксических признаков;

владеть основными орфографическими нормами, уметь распознавать в слове орфограмму по ее признакам, определять морфему, в которой находится орфограмма, а также находить орфографические ошибки;

знать основные единицы синтаксиса, их типы и виды; уметь обнаруживать главное и зависимое слово в словосочетании, вычленять из предложений словосочетания, определять виды синтаксической связи слов в словосочетании, синтаксическую роль слов (словосочетаний) в предложении, разграничивать типы сказуемого, определять тип простого предложения по количеству главных членов, разграничивать конструкции, осложняющие предложения, определять тип сложного предложения, определять вид придаточной части в сложноподчиненном предложении, разграничивать союзы и союзные слова;

владеть основными пунктуационными нормами; уметь находить в предложении смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания, и пунктуационные ошибки;

владеть основными сведениями по культуре речи (речевая, произносительная, словообразовательная, морфологическая и синтаксическая нормы), уметь находить нарушения норм речи;

иметь представление о функционально-стилистической системе русского языка и основных стилеобразующих языковых средствах, использовать эти знания для определения стилистической принадлежности текста;

владеть основными речеведческими понятиями, проводить на их основе смысловой и композиционный анализ текста, уметь определять тип речи, находить и определять средства связи между предложениями в тексте.



ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь установлено минимальное количество баллов для абитуриентов, поступающих на специальность, не связанную с филологией или лингвистикой, при сдаче ЦТ по белорусскому или русскому языкам МИНИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ составит: 10. Для абитуриентов, поступающих по специальностям «Белорусский язык и литература», «Русский язык и литература», «Белорусский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)», «Русский язык и литература. Иностранный язык (с указанием языка)», «Белорусская филология (по направлениям)», «Русская филология (по направлениям)», «Славянская филология» МИНИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ составит: 20.