Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 29 № 229

Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 4-е и 5-е предложения текста:


Текст к заданиям А27—А30 и В1—В4

(1) Однажды в нашей таёжной деревушке сильная гроза повалила огородные заборы и подгнившие телефонные столбы, посрывала кое-где крыши, повыворачивала давно состарившиеся берёзы и тополя.

(2) Пробегая утром мимо школы, я услышал тревожный писк и увидел на краю карниза ласточек, суетящихся у разорённого вчерашней грозой гнезда. (3) Ветром оторвало от него больше половины, из оставшейся треснувшей части гнезда выглядывали три ещё желторотых птенца; их родители цеплялись за стенки сарая рядом и, щебеча, будто плача над неутешным горем, просили помощи. (4) Казалось, что остатки гнезда вот-вот отвалятся. (5) А другие ласточки поочерёдно подлетали к пострадавшему гнезду, зависали на трепещущих крыльях, словно обдумывая, что предпринять, и отлетали.

(6) Возвращаясь около полудня, я заметил, что ласточки ремонтируют гнездо «всем миром». (7) Трещина уже была аккуратно заделана — её можно было заметить лишь по тёмной полосе сырой ещё глины, но ласточки с комочками строительного материала в клювах всё подлетали одна за другой.

(8) Вскоре гнездо было полностью восстановлено, и ласточки улетели к реке. (9) Они носились над водной гладью, то касаясь её брюшком или крылом, то взмывая под небеса.

(10)А я стоял и думал: как дружны эти милые птицы!

1
Задание 27 № 227

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:

1) Предупреждение о грозе.
2) Последствия сильной грозы.
3) Разорённое грозой гнездо.
4) Ремонт гнезда.
5) Птенцы учатся летать.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2015 год. Вариант 41.

2
Задание 28 № 228

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

1) научный стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — рассуждение
4) тип речи — повествование с элементами описания
5) задача речи — рассказать о том, как птицы растят своих птенцов
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2015 год. Вариант 41.

3
Задание 30 № 230

Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному во 2-м предложении текста:

1) употреблено в значении "исполненный волнения, тревоги"
2) употреблено в значении "причиняющий физическую боль"
3) синоним — беспокойный
4) синоним — бесстрашный
5) антоним — напрасный
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2015 год. Вариант 41.

4
Задание 31 № 231

Найдите во 2-м предложении слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2015 год. Вариант 41.

5
Задание 32 № 232

Найдите в 1-м предложении качественное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2015 год. Вариант 41.

6
Задание 33 № 233

Найдите в 9-м предложении словосочетание со связью согласование и выпишите из него зависимое слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2015 год. Вариант 41.

7
Задание 34 № 234

Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 10-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2015 год. Вариант 41.
1) лексический повтор
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимение
5) одинаковый порядок слов

Пояснение.

Пятое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора «гнезда — гнезду» и союза «а».

Правильный ответ указан под номером 13.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2015 год. Вариант 41.