Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:


(1) В ожидании концерта мы расположились в камышовых зарослях на берегу небольшой, но быстрой речонки. (2) Воздух был чист, прозрачен, душист...

(3) Вечер начался пением кукушки. (4) Она лениво закуковала где-то в дальней роще и скоро замолкла. (5) Затем запела иволга, певица известная, серьёзно занимающаяся, оттачивающая певческое искусство. (6) Мы прослушали бы её с невыразимым удовольствием, если бы не грачи, летевшие на ночёвку и с карканьем опустившиеся на рощу.

(7) Когда закричали грачи, загалдели и лягушки, где-то запел дрозд. (8) Ему аккомпанировали речная курочка и камышовка.

(9) Затем последовал антракт, наступила тишина, изредка нарушаемая пением сверчка. (10) Когда на землю опустилась ночь и луна остановилась среди неба над самой рощей, наступила и очередь соловья. (11) Он показался в молодом ольшанике, порхнул в терновник, повертел хвостом и стал неподвижен. (12) Минуты три сидел он молча, не двигаясь. (13) Но вот зашумели верхушки деревьев, задул ветерок, затрещал громче сверчок и под аккомпанемент этого оркестра соловей исполнил свою первую трель.

(14) Он запел, засвистал, осыпая рощу щёлканьем и дробью. (15) И властная сила, и томительная нега, и искренняя страсть слышались в его чудесном голосе. (16) Он пел, а кругом царила внимающая тишина.

(17) Когда засерело небо и потухли миниатюрные фонарики звёзд, голос соловья стал слабее и нежнее и мало-помалу умолк.

1) художественный стиль речи
2) научный стиль речи
3) тип речи — повествование с элементами описания
4) задача речи — рассуждение
5) задача речи — рассказать о видах птиц, обитающих в роще
Спрятать пояснение

Пояснение.

Перед нами текст художественного стиля, повествование с элементами описания.

 

Ответ: 13.

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по рус­ско­му языку, 2020
1

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:

1) Вечер начался пением камышовки.
2) Пению кукушки помешали грачи, летевшие на ночёвку.
3) Дрозд пел в сопровождении кукушки.
4) Соловей исполнил свою первую трель, когда зашумели верхушки деревьев, задул ветерок и затрещал громче сверчок.
5) В чудесном голосе соловья слышались и сила, и нега, и страсть.

2

Найдите в предложениях 8−10 антоним к слову часто. Запишите это слово (антоним) в область ответов.


3

Найдите в 11-м предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.


4

Найдите в предложениях 11−13 существительное третьего склонения, употреблённое в форме винительного падежа, и запишите его (существительное) в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.


5

Укажите морфологические признаки, соответствующие глаголу, выделенному в 17-м предложении текста.

Ответ запищите в область ответов цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например, 1245.

1)  начальная форма  — умолкать;

2)  несовершенный вид;

3)  первое спряжение;

4)  в форме изъявительного наклонения;

5)  в форме третьего лица единственного числа.


6

Найдите в предложениях 7−8 словосочетание со связью управление и выпишите из него зависимое слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.