Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Найдите в предложениях 2–3 глагол несовершенного вида, непереходный, 1-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.


Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5

(1) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. (2) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. (3) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца. (4) Воздух делался чист и ясен, солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. (5) Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. (6) Стоишь у окна и думаешь: «Авось, бог даст, распогодится».

(7) Но ветер всё никак не унимался: он волновал сад и нагонял зловещие космы пепельных облаков. (8) И облака бежали низко и быстро и затуманивали солнце. (9) Угасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. (10) Сперва тихо, осторожно, потом всё гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. (11) Наступала долгая, тревожная ночь.

Спрятать пояснение

Пояснение.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»

Непереходные глаголы  — глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект, и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.

К глаголам I спряжения относятся глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме не на -ить, и глаголы-исключения: брить, стелить, зиждиться.

В третьем предложении глагол «пробивался»  — это глагол несовершенного вида: (что делал?) пробивался; он непереходный: не сочетается с существительным в винительном падеже (нельзя подставить существительное, отвечающее на вопросы: кого? что?); является глаголом I спряжения: в неопределённой форме - пробиваться (не на -ить).

Глаголы во втором предложении «рвал, трепал, поливали» являются переходными, поэтому не могут быть верными ответами.

 

Ответ: пробивался.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЦТ по рус­ско­му языку 2016−2017 учеб­но­го года
1

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:

1) Солнечное сентябрьское утро
2) Золотистый свет низкого вечернего солнца
3) Незатихающий ветер
4) Последствия сильной грозы
5) Спокойная осенняя ночь

2

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

1) разговорный стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — рассуждение
4) тип речи — описание с элементами повествования
5) задача речи — объяснить, почему в конце сентября погода всегда резко меняется

3

Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 7-е и 8-е предложения текста:

1) лексический повтор
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимение
5) одинаковый порядок слов

4

Найдите в предложениях 5–8 слово, употреблённое в значении "приводить в беспокойное состояние". Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.


5

Определите падеж существительного, выделенного в 8-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже


6

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.


7

Найдите в тексте (среди предложений 1–5) предложение, соответствующее схеме: [ ], [ ], ( ). Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.