Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Найдите в тексте (среди предложений 7—10) предложение, соответствующее схеме: [ ], ( ). Номер предложения запишите цифрой (цифрами) (например, 5).


Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5

 

(1) Географическая оболочка является крупнейшим природным комплексом Земли. (2) И три внешние оболочки Земли  — литосфера, гидросфера, атмосфера  — тесно взаимосвязаны. (3) Так, газы атмосферы проникают в воду и в горные породы. (4) Вода просачивается в земную кору, размывает и растворяет горные породы. (5) И далее частицы горных пород попадают в атмосферу, а растворимые вещества  — в воду. (6) Всё это происходит при участии солнечного света и тепла. (7) В результате такого взаимодействия верхние слои литосферы, вся гидросфера и нижние слои атмосферы образуют единую систему  — географическую оболочку.

 

(8) Условия в географической оболочке благоприятны для развития жизни. (9) Миллиарды лет назад в географической оболочке появились организмы, которые затем начали в ней развиваться и распространяться. (10) Впоследствии они сами стали важнейшим элементом географической оболочки, изменив и объединив остальные её части.

 

(11) Именно эти организмы создали «живую» оболочку Земли  — биосферу. (12) Согласно учению о биосфере Владимира Ивановича Вернадского, известного русского учёного, академика, биосфера состоит из живых веществ, то есть из всех живущих на Земле организмов, и неживых веществ, созданных и переработанных этими организмами. (13) Необходимо отметить, что биосфера находится в постоянном движении: её развитие продолжается и в настоящий период существования планеты.

Спрятать пояснение

Пояснение.

Условию задания соответствует предложение 9.

[Миллиарды лет назад в географической оболочке появились организмы], (которые затем начали в ней развиваться и распространяться).

Ответ: 9

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по рус­ско­му языку, 2016
1

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:

1) Литосфера, гидросфера и атмосфера тесно взаимосвязаны.
2) Географическая оболочка Земли является единой системой.
3) В географической оболочке Земли нет благоприятных условий для развития жизни.
4) Живые организмы не являются компонентом географической оболочки Земли.
5) Согласно учению В. И. Вернадского, биосфера состоит из живых и неживых веществ.

2

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

1) научный стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — рассуждение;
4) задача речи — убедить читателя в том, что в географической оболочке нет условий для зарождения и развития живых организмов;
5) задача речи — дать представление о географической оболочке Земли и рассказать, как появилась в ней биосфера.

3

Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 10-м предложении текста:

1) употреблено в значении «составная часть чего-либо»;
2) употреблено в значении «предмет, сырьё, применяемые для изготовления чего-либо»;
3) синоним — компонент;
4) синоним — фактор;
5) антоним — материя.

4

Найдите в тексте (среди предложений 1—4) предложение, связанное с предыдущим при помощи лексических повторов и союза.


5

Найдите в 9-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.


6

Найдите в предложениях 7—9 глагол совершенного вида, непереходный, 2-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.


7

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 7-м предложении текста. Ответ запишите в именительном падеже.