При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному во 2-м предложении текста:
Текст к заданиям А27-А30 и В1-В4
(1) Бобр - животное из отряда грызунов с ценным мехом. (2) Мех высокий, густой, мягкий, от светло- до тёмно-коричневого сильно развита подпушка.
(3) Бобр имеет внешнее сходство с водяной крысой. ( 4) Тело у него обтекаемой формы небольшая голова с плотно прижатыми маленькими ушами, короткая шея и массивное, постепенно расширяющееся к середине туловище. (5) Оканчивается туловище сильным веслообразным хвостом, плоским и покрытым ороговевшими чешуйками. (6) Хвост служит рулём при плавании и нырянии, а в момент опасности бобр подаёт сигналы членам своей семьи, громко шлёпая хвостом по воде.
(7) Поверх губ торчат большие сильные резцы - одновременно пила и мотыга водного грызуна. (8) С помощью этих резцов он легко подтачивает за две - три минуты молодую осину толщиной в человеческую руку. (9) А благодаря замыкающимся мясистым ноздрям бобр, плотно сжав их, может находиться под водой четверть часа.
(10) Передние и задние конечности бобра различны. (11) Передние ноги маленькие, но сильные. (12) Они напоминают руки, так как бобр обычно ими пользуется при еде. (13) Задние ноги длиннее и снабжены плавательными перепонками. (14) Когти большие, на втором пальце задней конечности коготь раздвоен (для расчёсывания меха).
( 15) Бобр активен ночью и в сумерках, днём его активность снижается. ( 16) Живёт бобр возле чистой воды, на лесистом берегу.
Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:
1) публицистический стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — рассуждение
4) тип речи — повествование
5) задача речи — на примере жизни великих людей показать, как сделать карьеру
Текст к заданиям А30—А32 и В1—В5
(1) Мы пришли в этот мир, чтобы расширить его просторы, наполнить его свежим духом надежды и новых свершений. (2) Забывать эту великую миссию — значит обкрадывать самих себя.
(3) Нельзя растрачивать жизнь, выбрав позицию пассивного наблюдателя. (4) Нужно, чтобы каждое утро нам было ради чего подниматься с постели. (5) Как бы ни было тяжело, нужно научиться мечтать и летать!
(6) «Раз в жизни фортуна стучится в дверь каждого человека, однако очень часто он не слышит её стука», —- горько шутил Марк Твен.
(7) Просто так удача и счастье никому не падают с неба. (8) Настоящий успех — это когда предварительная подготовка встречается с благоприятной возможностью.
(9) Таких благоприятных возможностей, вопреки Марку Твену, не так уж и мало.
(10) Беда в том, что редко кто трудится над тем, чтобы встретить госпожу Фортуну во всеоружии.
(11) Желания даются человеку вместе со средствами, необходимыми для достижения желаемого. (12) Не бойтесь трудностей, мечтайте о высоком и великом. (13) Только если мы знаем свою цель и понимаем, каково наше предназначение на этой земле, мы не будем растрачивать силы и время попусту.
Найдите в 7-м предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5
(1) Родина письма — Древний Восток. (2) Наидревнейшей считается письменность шумеров, которая возникла более пяти тысяч лет назад. (3) Существует гипотеза, что из шумерского письма происходят все остальные письменности (кроме письма майя). (4) Шумерское письмо хорошо изучено, известна его многовековая эволюция от пиктограмм к словесным и затем к словесно-слоговым знакам.
(5) Самые ранние образцы шумерской письменности — это бирки с печатью и пометкой о количестве предметов или животных. (6) Затем появились более сложные учётные таблицы. (7) Выдающимся достижением шумеров было то, что количество они обозначали отдельным знаком. (8) Например, пяти коровам соответствовали пять кружочков и рисунок коровы, а не пять рисунков коровы, как в других письменностях. (9) Постепенно система усложнялась: появились стандартные знаки — иероглифы, с помощью которых легче всего было изображать конкретные предметы. (10) С течением времени значки всё менее походили на рисунки. (11) У шумеров появились стандартные условные знаки, состоявшие из клинообразных чёрточек. (12) По форме клинообразных чёрточек шумерское письмо в настоящее время называют клинописью.
(13) Труднее всего было изображать абстрактные понятия, имена собственные. (14) В этом помогал ребусный принцип, при котором, например, знак стрелы использовали не только для слова «стрела», но и для слова «жизнь». (15) Шумеры постоянно применяли ребусный принцип и закрепили за некоторыми знаками не конкретное значение, а звуковое чтение.
Найдите слово, которое является средством связи 2-го и 3-го предложений текста из задания В1, и запишите его.
(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.
(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.
Найдите в 15-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.
Текст к заданиям А27-А30 и В1-В4
(1) Шиншиллы — это грызуны семейства шиншилловых. (2)Длина тела варьируется от 22 до 38 сантиметров. (3) Масса взрослой особи составляет от 0,5 до 1 килограмма. (4) Для грызунов семейства шиншилловых характерны крупные уши и узкие удлинённые стоты. (5) Передние и задние конечности четырёхпалые, однако пальцы задних конечностей значительно укорочены. (6) Скелет тонкокостный, малая берцовая кость небольшая и не сращена с большой берцовой.
(7) Волосяной покров густой, мягкий. (8) Окрас спинной стороны тела голубовато серый, брюшная же поверхность желтовато-белая. (9) Хвост покрыт жёсткими волосами. (10) Усы, или вибриссы, многочисленные, длинные, белого либо чёрного цвета.
(11) Череп с ярко выраженным межглазничным сужением. (12) Резцовые отверстия длинные, нижняя челюсть имеет узкие угловые отростки, резко направленные вверх.
(13) У грызунов данного вида в ДНК-наборе шестьдесят четыре хромосомы, которые обеспечивают определённую жизнестойкость популяции.
(14) Представители шиншилловых ведут активный ночной образ жизни и, как правило, моногамны.
(15) Из-за ценного меха шиншиллы в двадцатом веке были практически уничтожены. (16) Однако в настоящее время они охраняются государством и их численность постепенно возрастает.
Найдите в предложениях 6—7 глагол совершенного вида, непереходный, 1-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.
Текст к заданиям А30-А32 и В1-В5
(1) Павла Михайловича Третьякова едва ли можно назвать коллекционером в привычном смысле этого слова. (2) Посвятив всю жизнь собиранию картин, отдав этому делу все силы и средства — от начальной покупки картин до возведения здания галереи, — Третьяков поступал не как одиночка-искатель, а как создатель общенародного собрания изобразительных богатств. (3) Всю жизнь он приобретал картины, всё лучшее в русской национальной живописи, а потом подарил Москве.
(4) Первоначально Павел Михайлович покупал картины современников, отдавая предпочтение художникам демократического направления. (5) Подолгу простаивали посетители перед ярко-красочными батальными полотнами художника Верещагина, перед обличительным «Неравным браком» Пукирева или историко-романтической «Княжной Таракановой» Флавицкого.
(6) Затем у Третьякова возникла интересная мысль — показать искусство в движении, в чередовании стилей и направлений. (7) Появился зал с одухотворёнными и возвышенными портретами, которые были написаны старыми мастерами: Левицким, Боровиковским, Рокотовым, а также более близкими по времени к Третьякову художниками — Тропининым, Венециановым, Брюлловым.
(8) Событием художественной и общественной жизни Москвы, да и всей России, стало появление в галерее таких крупных полотен, как «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина, «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «Явление Христа народу» Александра Иванова.
(9) Третьяков всегда поражал безошибочностью вкуса. (10) Это позволило ему собрать великолепную коллекцию картин и создать музей национальной живописи.
(6) Затем у Третьякова возникла интересная мысль — показать искусство в движении, в чередовании стилей и направлений. (7) Появился зал с одухотворёнными и возвышенными портретами, которые были написаны старыми мастерами: Левицким, Боровиковским, Рокотовым, а также более близкими по времени к Третьякову художниками — Тропининым, Венециановым, Брюлловым.
Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Текст к заданиям А30 и В1—В5
(1) Вокруг произведения Рафаэля «Сикстинская мадонна» всегда было много тайн. (2) Разные поколения, разные люди находили в «Сикстинской мадонне» что-то своё. (3) Однако все единодушно видели в картине не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства. (4) И вот это самое знаменитое произведение Рафаэля, созданное им около 1516 года, могло быть навсегда утеряно в годы Второй мировой войны.
(5) Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища. (6) Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров галереи. (7) «Сикстинская мадонна» великого Рафаэля оказалась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. (8) На дне ящика был укреплён толстый картон, а внутри ящика — рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. (9) Но в дни войны ящик не мог служить надёжной защитой. (10) В одно мгновение он мог вспыхнуть, и...
(11) Когда ящик нашли и открыли, перед людьми предстало изображение женщины дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. (12) И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжёлыми дорогами войны, сняли перед ней пилотки и фуражки.
Найдите в тексте (среди предложений 1—5) предложение, соответствующее схеме: ( ), [ ]. Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.
Текст к заданиям А30—А32 и В1—В5
(1) Мы пришли в этот мир, чтобы расширить его просторы, наполнить его свежим духом надежды и новых свершений. (2) Забывать эту великую миссию — значит обкрадывать самих себя.
(3) Нельзя растрачивать жизнь, выбрав позицию пассивного наблюдателя. (4) Нужно, чтобы каждое утро нам было ради чего подниматься с постели. (5) Как бы ни было тяжело, нужно научиться мечтать и летать!
(6) «Раз в жизни фортуна стучится в дверь каждого человека, однако очень часто он не слышит её стука», —- горько шутил Марк Твен.
(7) Просто так удача и счастье никому не падают с неба. (8) Настоящий успех — это когда предварительная подготовка встречается с благоприятной возможностью.
(9) Таких благоприятных возможностей, вопреки Марку Твену, не так уж и мало.
(10) Беда в том, что редко кто трудится над тем, чтобы встретить госпожу Фортуну во всеоружии.
(11) Желания даются человеку вместе со средствами, необходимыми для достижения желаемого. (12) Не бойтесь трудностей, мечтайте о высоком и великом. (13) Только если мы знаем свою цель и понимаем, каково наше предназначение на этой земле, мы не будем растрачивать силы и время попусту.
(1) Мы пришли в этот мир, чтобы расширить его просторы, наполнить его свежим духом надежды и новых свершений. (2) Забывать эту великую миссию — значит обкрадывать самих себя.
(3) Нельзя растрачивать жизнь, выбрав позицию пассивного наблюдателя. (4) Нужно, чтобы каждое утро нам было ради чего подниматься с постели. (5) Как бы ни было тяжело, нужно научиться мечтать и летать!