При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Когда бы 1)н.. раздался звонок, наш щенок первым бежит к телефону. Ты бы 2)н.. смог 3)н.. засмеяться при виде его радости. Очень жаль, что ты 4)н.. раз обещал приехать, но так и 5)н.. был у нас.
Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Все молча сидели в опустевшей комнате1)_ и2)_ хотя мы расставались всего лишь на лето, было ясно3)_ нам будет не хватать и этого приютившего нас дома4)_ и друг друга5)_ и родниковой тишины окрестных лесов.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
(1) В ожидании концерта мы расположились в камышовых зарослях на берегу небольшой, но быстрой речонки. (2) Воздух был чист, прозрачен, душист...
(3) Вечер начался пением кукушки. (4) Она лениво закуковала где-то в дальней роще и скоро замолкла. (5) Затем запела иволга, певица известная, серьёзно занимающаяся, оттачивающая певческое искусство. (6) Мы прослушали бы её с невыразимым удовольствием, если бы не грачи, летевшие на ночёвку и с карканьем опустившиеся на рощу.
(7) Когда закричали грачи, загалдели и лягушки, где-то запел дрозд. (8) Ему аккомпанировали речная курочка и камышовка.
(9) Затем последовал антракт, наступила тишина, изредка нарушаемая пением сверчка. (10) Когда на землю опустилась ночь и луна остановилась среди неба над самой рощей, наступила и очередь соловья. (11) Он показался в молодом ольшанике, порхнул в терновник, повертел хвостом и стал неподвижен. (12) Минуты три сидел он молча, не двигаясь. (13) Но вот зашумели верхушки деревьев, задул ветерок, затрещал громче сверчок и под аккомпанемент этого оркестра соловей исполнил свою первую трель.
(14) Он запел, засвистал, осыпая рощу щёлканьем и дробью. (15) И властная сила, и томительная нега, и искренняя страсть слышались в его чудесном голосе. (16) Он пел, а кругом царила внимающая тишина.
(17) Когда засерело небо и потухли миниатюрные фонарики звёзд, голос соловья стал слабее и нежнее и мало-помалу умолк.
Укажите лексические признаки, которые соответствуют слову, выделенному в 6-м пред ложении текста:
Текст к заданиям А30—А32 и В1—В5
(1) Мы пришли в этот мир, чтобы расширить его просторы, наполнить его свежим духом надежды и новых свершений. (2) Забывать эту великую миссию — значит обкрадывать самих себя.
(3) Нельзя растрачивать жизнь, выбрав позицию пассивного наблюдателя. (4) Нужно, чтобы каждое утро нам было ради чего подниматься с постели. (5) Как бы ни было тяжело, нужно научиться мечтать и летать!
(6) «Раз в жизни фортуна стучится в дверь каждого человека, однако очень часто он не слышит её стука», —- горько шутил Марк Твен.
(7) Просто так удача и счастье никому не падают с неба. (8) Настоящий успех — это когда предварительная подготовка встречается с благоприятной возможностью.
(9) Таких благоприятных возможностей, вопреки Марку Твену, не так уж и мало.
(10) Беда в том, что редко кто трудится над тем, чтобы встретить госпожу Фортуну во всеоружии.
(11) Желания даются человеку вместе со средствами, необходимыми для достижения желаемого. (12) Не бойтесь трудностей, мечтайте о высоком и великом. (13) Только если мы знаем свою цель и понимаем, каково наше предназначение на этой земле, мы не будем растрачивать силы и время попусту.
Найдите в предложениях 5—6 слово, употреблённое в значении «обладающий большой силой, властью, влиянием». Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
Текст к заданиям А28-А30 и В1-В5
(1) Это лето было на редкость знойным. (2) Вечера стояли душные, тихие, даже ночь не приносила облегчения. (3) Вот и сегодня казалось, что в густом, тягучем воздухе буквально застыли и город, и река и ничто не сможет оживить их. (4) И вдруг зажглась первая звезда, за ней другая, и вскоре всё небо покрылось звёздным узором, россыпью огоньков отразившимся в реке.
(5) В доме на берегу не спал маленький мальчик. (6) Он смотрел на звёзды и видел неведомый, фантастический мир, в котором живут необыкновенные существа и добрые, щедрые и могущественные люди. (7) Вот Козерог, а вот созвездие Водолея. (8) Водолей — это сказочный король, который вытянул руку, чтобы с его ладони падала вниз, на Землю, серебряная струя. (9) А вон Скорпион, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огромный небесный мир, полный жизни!
(11) Мальчику вдруг вспомнился бабушкин рассказ о далёких временах, когда люди верили, что звёзды — это серебряная накидка, украшающая голову неба, и что по ним можно определить, сколько живых душ обитает на земле. (12) Родился человек — зажглась звезда, отдал Богу душу — и звезда закатилась, погасла. (13) Большие и яркие звёзды принадлежат князьям, царям, а маленькие и тусклые — неудачникам и беднякам, самые же крошечные, еле различимые глазом — всем остальным существам: птицам, рыбам, животным.
(14) Маленький художник не спал до рассвета, мысленно рисуя одну картину за другой в ожидании завтрашнего дня, когда он сможет взять в руки кисть.
(5) В доме на берегу не спал маленький мальчик. (6) Он смотрел на звёзды и видел неведомый, фантастический мир, в котором живут необыкновенные существа и добрые, щедрые и могущественные люди.
4) стиль художественный, тип речи — повествование;
5) стиль публицистический, тип речи — рассуждение.
(1) Лексика — это словарный запас языка. (2) Центральную, ядерную, часть лексики составляют слова, актуальные для современных носителей русского языка, и прежде всего общеупотребительные слова.
(3) Это слова, понятные всем говорящим на русском языке и необходимые для их повседневного общения, независимо от их занятий, профессии, места жительства, социальной принадлежности, возраста и т. д.
(4) Они образуют активную лексику. (5) Это, например: человек, голова, учить, есть, светлый, умный.
(6) На фоне активной лексики выделяется пассивная лексика.
(7) В неё входят слова, редко употребляющиеся в повседневном общении и не всегда понятные самим носителям языка. (8) Это слова, уже неактуальные в процессе общения (устаревшие слова), или, наоборот, новые слова, недавно появившиеся и ещё не ставшие привычными, актуальными, окончательно не вошедшие в общее употребление (неологизмы).
(9) Границы между активной и пассивной лексикой характеризуются подвижностью, изменчивостью. (10) Это значит, что возможен переход из одной группы в другую. (11) К пассивной лексике в настоящее время относят слова «гусар», «городовой», «денщик» и др., которые ранее принадлежали к активной лексике; в активную же лексику сейчас входят слова «гимназия», «гимназист» и др., ранее принадлежавшие к пассивной лексике.
Найдите в предложениях 2—3 глагол несовершенного вида, переходный, 2-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.
Текст к заданиям А28-А30 и В1-В5
(1) Это лето было на редкость знойным. (2) Вечера стояли душные, тихие, даже ночь не приносила облегчения. (3) Вот и сегодня казалось, что в густом, тягучем воздухе буквально застыли и город, и река и ничто не сможет оживить их. (4) И вдруг зажглась первая звезда, за ней другая, и вскоре всё небо покрылось звёздным узором, россыпью огоньков отразившимся в реке.
(5) В доме на берегу не спал маленький мальчик. (6) Он смотрел на звёзды и видел неведомый, фантастический мир, в котором живут необыкновенные существа и добрые, щедрые и могущественные люди. (7) Вот Козерог, а вот созвездие Водолея. (8) Водолей — это сказочный король, который вытянул руку, чтобы с его ладони падала вниз, на Землю, серебряная струя. (9) А вон Скорпион, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огромный небесный мир, полный жизни!
(11) Мальчику вдруг вспомнился бабушкин рассказ о далёких временах, когда люди верили, что звёзды — это серебряная накидка, украшающая голову неба, и что по ним можно определить, сколько живых душ обитает на земле. (12) Родился человек — зажглась звезда, отдал Богу душу — и звезда закатилась, погасла. (13) Большие и яркие звёзды принадлежат князьям, царям, а маленькие и тусклые — неудачникам и беднякам, самые же крошечные, еле различимые глазом — всем остальным существам: птицам, рыбам, животным.
(14) Маленький художник не спал до рассвета, мысленно рисуя одну картину за другой в ожидании завтрашнего дня, когда он сможет взять в руки кисть.
(2) Вечера стояли душные, тихие, даже ночь не приносила облегчения. (3) Вот и сегодня казалось, что в густом, тягучем воздухе буквально застыли и город, и река и ничто не сможет оживить их.
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 5-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
Текст к заданиям А29—А30 и В1—В6
(1) Сводки погоды три дня обещали грозу. (2) Однако все эти три дня сияло солнце, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) Поэтому, собираясь в кино, мы не взяли зонтики.
(4) Гроза захватила нас неожиданно, обрушив на город потоки воды. (5) Пока мы добежали до ближайшего подъезда, промокли почти насквозь.
(6) Мы встали у двери, но в подъезд один за другим стремительно влетали с улицы промокшие люди, встряхивались, и брызги от них летели во все стороны. (7) Сначала мы немного отодвинулись от порога, а потом поднялись на лестничную площадку первого этажа.
(8) На улице вовсю плясал и буйствовал дождь. (9) Грязные, мутные потоки лились по мостовой, сбегали со скамеек, с крыши беседки. (10) Какой-то мальчишка, босой, в закатанных выше колен штанах, восторженно и громко визжа, промчался по стремительному ручью вдоль тротуара. (11) Но вот наконец посветлело, дождь стал стихать.
(12) Ты сказала: «Всё равно в кино мы опоздали. (13) Побежали домой. (14) Я так давно не бегала босиком». (15) Я не стал спорить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было радостно. (17) Ты была рядом, и мы топали босиком по центру громадного города.
Найдите в тексте (среди предложений 8—12) предложение, соответствующее схеме: [ ], ( ). Номер предложения запишите цифрой (цифрами) в область ответов (например, 14).
Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5
(1) Лейтенант резко взял с места, направляясь к кустарнику, однако в рыхлом снегу лыжи скользили плохо, проваливаясь в глубокие колеи, из которых торчали лишь их изогнутые концы. (2) А ветки кустарника цеплялись за маскировочный халат, срывали с головы капюшон. (3) Наверное, четверть часа лейтенант продирался через кустарник, пока наконец не вырвался в поле. (4) Взгляд его был устремлён вперёд, лейтенант не оглядывался, он слышал шорох лыж сзади и мерное привычное дыхание бойцов. (5) Его гнев понемногу стал спадать, самая большая беда миновала, он стал свыкаться с тем, что их осталось восемь. (6) Правда, полностью примириться с этим было нельзя. (7) Но трудный участок они проскочили, и теперь важно было не нарваться в ночи на какие-нибудь тыловые части.
(8) Вскоре на снегу наметился небольшой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало свободнее. (9) В ветреном ночном сумраке слышался сплошной шорох снега под лыжами. (10) Лейтенант ещё увеличил темп. (11) Дорога была дальняя, даже слишком дальняя для одной ночи, и надо было спешить. (12) Тут он ещё помнил маршрут, изученный накануне по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же речушки.
(13) Группа быстро двигалась в серых ночных сумерках. (14) Беззвёздное небо сплошным пологом накрыло зимний простор, в котором тускло темнели размытые пятна кустарников, деревьев, бурьяна и ещё чего-то неясного и загадочного. (15) Ракеты на передовой светили далеко сзади. (16) Постепенно лейтенант стал успокаиваться: они прорвались.
(8) Вскоре на снегу наметился небольшой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало свободнее. (9) В ветреном ночном сумраке слышался сплошной шорох снега под лыжами. (10) Лейтенант ещё увеличил темп. (11) Дорога была дальняя, даже слишком дальняя для одной ночи, и надо было спешить. (12) Тут он ещё помнил маршрут, изученный накануне по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же речушки.
Найдите в тексте (среди предложений 6—10) бессоюзное предложение. Номер предложения запишите цифрой (например, 7) в область ответов.
Текст к заданиям А29—А30 и В1—В6
(1) Никита проснулся с предчувствием счастья, потому что должен был наконец прийти обоз с обещанным дедом Никифором подарком. (2) Мальчик поскорее оделся и вышел во двор.
(3) Утро было ясное и морозное. (4) Над всей деревней стояли столбы синего дыма. (5) За ночь на деревьях ещё гуще лёг иней, а огромные тополя над прудом совсем опустили заснеженные ветви.
(6) Вскоре Никита увидел, что на дороге, правее деревни, появились возы. (7) Один за другим они выползли из овражка и поплелись по дороге вдоль пруда к плотине. (8) Всего в обозе было шестнадцать саней. (9) Лошади шли бодро, хлопали кнуты, пар стоял над обозом.
(10) Первым въехал на двор во главе обоза Никифор, коренастый старик в валенках, обмотанных верёвками. (11) Он обернулся и крикнул тем, кто был позади:
(12) — Эй, заворачивай к амбарам, а последний воз к дому.
(13) Когда этот воз приблизился, Никита не сразу понял, что на нём лежит. (14) Это было что-то большое, странной формы, зелёное, с длинной красной полосой. (15) У мальчика забилось сердце. (16) На санях лежала, скрипя и покачиваясь, двухвёсельная крутоносая лодка. (17) Сбоку лодки из саней торчали два зелёных весла и мачта с медной маковкой на конце.
(18) Так вот какой был подарок, обещанный дедом Никифором!
(6) Вскоре Никита увидел, что на дороге, правее деревни, появились возы. (7) Один за другим они выползли из овражка и поплелись по дороге вдоль пруда к плотине. (8) Всего в обозе было шестнадцать саней. (9) Лошади шли бодро, хлопали кнуты, пар стоял над обозом.
(10) Первым въехал на двор во главе обоза Никифор, коренастый старик в валенках, обмотанных верёвками.