СДАМ ГИА: РЕШУ ЦТ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Синтаксические нормы

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 27 № 27

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Мы вошли в увешанную комнату картинами.
2) Прочитав письмо Ани, мне показались странными её упрёки и жалобы.
3) Не стоит уделять внимание на такие мелочи.
4) Мне кажется, односельчане так и не поняли, что Матрёна была тем праведником, на котором держится вся наша земля.
5) На конференции выступил известный профессор Мария Чернявская.
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

2
Задание 27 № 67

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Ректор Академии народного хозяйства при правительстве России предостерёг нас от таких экономических решений.
2) Аркадий Павлович спросил, что скоро ли подадут чай.
3) Хотелось бы, чтобы наши учителя перенимали накопленный опыт своими предшественниками, а не только использовали всевозможные инновации.
4) Посетив выставку, мне запомнились два акварельных пейзажа.
5) Наш учитель труда создал и руководит кружком «Умелые руки».
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

3
Задание 26 № 106

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Прочитанные книги в классе часто обсуждаются учениками в семейном кругу.
2) Наш суровый учитель критиковал и придирался к каждому слову.
3) Ошибаться в людях — весьма простительная слабость для столь молодого человека.
4) Окончив училище, многие из нас остались работать в родном городе.
5) Юра ехидно спросил, что не собираемся ли мы ябедничать.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

4
Задание 27 № 147

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) В своих произведениях Шолохов всегда стремился показать человека, ищущего своё место в жизни и который проходит ряд испытаний.
2) Бабушка поинтересовалась, что уж не собираюсь ли я жениться.
3) В докладе было отмечено о необходимости серьёзных изменений в работе отдела.
4) Не доезжая до берега, лёд под санями провалился.
5) Князь Андрей жаждет славы и страстно мечтает о подвиге.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.

5
Задание 28 № 188

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Мама спросила ласково, что очень ли мы устали.
2) В своих рассуждениях он всегда опирался на достоверные факты.
3) Понимая о том, что эта беседа очень важна, мы хорошо к ней подготовились.
4) В нашем магазине можно купить не только продукты, но и подарки к Новому году.
5) К нам пришли две разгневанные соседки и рассказали маме о разбитом стекле.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2014 год. Вариант 31.

6
Задание 26 № 226

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Поддерживаемая дисциплина учениками во время урока — залог их успешной учёбы.
2) Мы поинтересуемся и договоримся о месте встречи.
3) Скоро ты сам сможешь убедиться в моей правоте.
4) Поселившись в деревне, мы с женой посадили перед домом множество цветов.
5) Я шёпотом спросил, что не стоило ли нам сначала представиться.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2015 год. Вариант 41.

7
Задание 27 № 267

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Атмосферу эпохи в комедии не только создают костюмы и декорации, но и музыкальное оформление.
2) Собираясь в путешествие, не забудьте билеты на самолёт.
3) Алексей всегда замечал и восхищался её скромностью и доверчивостью.
4) Эти факты говорят о том, что школьники совсем перестали читать.
5) Она проворчала, что куда это вы в такую рань собрались.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

8
Задание 27 № 307

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Аркадий с улыбкой сказал Базарову, что возьми меня с собой.
2) Скоро здесь будут построены не только санатории, но и базы отдыха.
3) Я всегда помнил и преклонялся перед его мужеством.
4) Согласно распоряжения заведующего, в библиотеке будет организована выставка книг, недавно изданных в республике.
5) Выйдя из лесу, вдруг закружилась голова.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 2.

9
Задание 27 № 347

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Виктор всегда избегал и не рассказывал о своей семье.
2) На нижней полке шкафа стояли не только кастрюли, но и сковородки.
3) У него хватало решительности поступать вопреки мнения большинства.
4) Соседка громко крикнула, что закройте дверь.
5) Вернувшись с экскурсии, неожиданно стало грустно.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 3.

10
Задание 27 № 387

Синтаксические нормы нарушены в предложениях :

1) Завершив работу, хорошо отдыхалось в Греции.
2) Старшая сестра убеждала его о необходимости продолжить учёбу.
3) Родители всегда заботятся и переживают даже за взрослых детей.
4) Федя спросил, что будет ли гроза.
5) В наше время изменился не только сам рынок труда, но и подход к поиску работы.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 4.

11
Задание 27 № 427

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Мама всегда заботилась и переживала за нас.
2) Изучив транспортные проблемы города, пришлось сделать определённые выводы.
3) Победа в конкурсе свидетельствует о хорошей подготовке учащихся.
4) Она спросила, что знаю ли я об этом.
5) Летом мы не только побывали на море, но и в горах.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 5.

12
Задание 27 № 477

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Петров возмущённо закричал, что принеси сейчас же две мои книги!
2) Принимая решение, учитывалось мнение авторитетных учёных.
3) К концу XIX века город Орша превратился в крупный железнодорожный узел.
4) Редактор нашёл и указал на недостатки в статье молодого автора.
5) Награждение писателя премией ещё раз подтверждает о значении его творчества для подрастающего поколения.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 2.

13
Задание 27 № 517

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Если хотя бы тридцать минут в день вы будете уделять на работу со словарями, ваш лексический запас существенно расширится.
2) Водитель маршрутного такси сказал пассажирам, что оплатите проезд.
3) Город Вилейка издавна славился производством молочной продукции.
4) Поднявшись на вершину холма, перед туристами открылись две живописные долины.
5) Мы научим вас пользоваться и работать на персональном компьютере.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 3. (набран)

14
Задание 26 № 556

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Тайга, убаюканная вечерней прохладой, готовилась встретить ночь.
2) Он отличался не только приятными чертами лица, но и хорошими манерами.
3) Объясните людям о том, что им нужно делать.
4) Пользуясь советами специалистов, всё станет простым и понятным.
5) Давайте спросим его о том, что как он собирается это сделать.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2015 год. Вариант 42.

15
Задание 27 № 597

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Писатель подробно описал о наших буднях и праздниках, о таких современниках, как мы с вами.
2) Путешествуя налегке, поездка казалась особенно приятной.
3) Эти две изящные лампы украсят и создадут уют в вашей гостиной.
4) На конференции выступила известный профессор М. И. Чернявская.
5) Воропаев сказал с восторгом, что разве уснёшь в такую ночь.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 4.

16
Задание 27 № 637

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) После этих слов сына отец закричал, что немедленно уходи отсюда.
2) Выяснить о том, как попасть на площадь, мне не удалось.
3) Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности.
4) Три редкие пальмы, привезённые из Сухуми, стали украшением парка.
5) Многие мамы не знают и не умеют петь колыбельные песни своим детям.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 5.

17
Задание 26 № 836

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Вовремя прочитанная книга может оказаться надёжной опорой при выборе жизненного пути.
2) Ты решаешь и разбираешься даже в самых сложных задачах.
3) Пишут братья Стругацкие легко, с характерным для них юмором.
4) Сидя дома, мне было очень скучно.
5) Я робко поинтересовался, что можно ли мне навестить её в среду.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2015 год. Вариант 43.

18
Задание 26 № 876

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Сидящий малыш на руках у мамы протянул ко мне ладошки.
2) Иней лежал не только на траве, но и на скамейках, деревьях, крышах.
3) Рецензия на книгу В. Сорокина отличается содержательностью и глубиной.
4) Выполнив все задания базового уровня, даётся разрешение переходить к следующему этапу.
5) Вася подумал, что будто кто-то следит за ним.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2015 год. Вариант 44.

19
Задание 26 № 916

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Утомлённые путники увидели дуб, обожжённый ударом молнии.
2) Литературоведение изучает и опирается на законы развития литературы.
3) Они не переставали радоваться результатами соревнований.
4) Увидев печальное лицо друга, меня охватило волнение.
5) Девушка улыбнулась и спросила, нравятся ли мне сплетённые ею кружева.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2015 год. Вариант 45.

20
Задание 26 № 956

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Благодаря вашего совета, я смог сдать работу в срок.
2) Меня не только заинтересовала эта книга, но и биография её автора.
3) Увидев приближавшегося ко мне брата, меня охватило волнение.
4) Экспериментом руководил американский астроном Р. Джиакони, который в 2002 г. был удостоен Нобелевской премии.
5) Мама спросила нас, что не пора ли вам идти спать.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 12.

21
Задание 26 № 996

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Я имею в виду об участницах последнего этапа гонки.
2) Он не только коллекционировал открытки, но и марки и старинные монеты.
3) Придя в себя, мои мысли приобрели ясность и чёткость.
4) Недавно построенные здания закрывают жителям нашего дома вид на реку и лес.
5) Дедушка с улыбкой спросил, что уж не хочу ли я поймать на эту наживку большую щуку.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 13.

22
Задание 26 № 1036

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Склонившаяся над колыбелью мать - вот символ вечной женственности.
2) Я не только заучивал правила, но и многочисленные исключения.
3) Мишка был чрезвычайно рад своей обновкой.
4) Изменив название пьесы, было получено разрешение на её постановку.
5) Мы поинтересовались, что будет ли продолжение у этой увлекательной истории.
Источник: Копия Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 14.

23
Задание 26 № 1076

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Разбросанные игрушки по полу мы быстро сложили в коробки.
2) Постараемся выяснить и разобраться в этой ситуации.
3) Затем Пётр Иванович в своём докладе остановился о взаимоотношениях между учителем и учеником.
4) Покрасив рамы белой краской, окна приобрели нарядный вид.
5) Сидящая рядом старушка полюбопытствовала, нет ли у меня родственников в Ро­ стове.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 15.

24
Задание 27 № 1117

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую никто не читал.
2) Я спросил, что не пора ли нам уже идти домой.
3) В октябре можно заготовить и запастись клюквой на всю зиму.
4) Мы опасаемся за исход этой сложной операции.
5) Получив письмо от друга, огромная радость охватила меня.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 22.

25
Задание 27 № 1197

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Мальчик поинтересовался, зачем принесли так много бумаги.
2) Вчера добрался до Ялты и встретил там многих приехавших друзей на отдых.
3) В оранжерее не только выращены розы разнообразных сортов, но и орхидеи.
4) Не стану препятствовать твоё продвижение по карьерной лестнице.
5) Услышав ответ, лицо девушки побледнело.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 24.

26
Задание 28 № 1238

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Доктор Игнатовская поможет вам обрести надежду на выздоровление.
2) Легко указывать о недостатках, но гораздо труднее понять, как от них избавиться.
3) Он безучастно спросил, что как это случилось.
4) Оскорблённое самолюбие заставляет его поступать вопреки здравому смыслу.
5) Софья, чтобы оскорбить и досадить Чацкому, распускает сплетни о нём.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2014 год. Вариант 32.

27
Задание 28 № 1278

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Опытный врач Жуковская всегда внимательна к больным.
2) Дедушка сердито прикрикнул на детей, что тише, дети, тише!
3) Учёные хотят познать и вникнуть в тайны природы.
4) Большое внимание он уделил на тесную связь между качеством работы и дисциплинированностью.
5) На археологической выставке представлены четыре самые интересные находки последних лет.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2014 год. Вариант 33.

28
Задание 28 № 1318

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) В мире нет аналогов разработанной нашими учёными вакцине.
2) В процессе обучения языку нужно больше уделять внимание на развитие речи.
3) Ванька Жуков просит дедушку, что возьми меня отсюда домой.
4) Мы часто обсуждали и спорили о необходимости быстрого принятия решения.
5) Молодой инженер уже внёс два ценных предложения по совершенствованию производственного процесса.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2014 год. Вариант 34.

29
Задание 27 № 1357

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) На помещённое объявление мною в газете откликнулось много читателей.
2) Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога.
3) Алексей спросил, согласен ли я с ним.
4) Я снова убеждаюсь о необходимости охранной сигнализации.
5) Учтя замечания и сократив объём, статья может быть рекомендована к печати.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 25.

30
Задание 28 № 1398

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Беликов предложил, что исключить бы из второго класса Петрова.
2) Я всегда оперирую только проверенными фактами.
3) Он всегда восхищался и удивлялся моему терпению.
4) К концу XIX века город Барановичи превратился в крупный железнодорожный узел.
5) Марина рассказала о случившемся со свойственным ей юмором.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2014 год. Вариант 35.

31
Задание 27 № 1504

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Не поговорив с мамой, я не могла решиться на этот шаг.
2) Мой отец хорошо разбирается и часто помогает людям.
3) Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно.
4) Я спросил, что умеет ли он плавать.
5) Налетевшая откуда-то туча уже сыпала мелким дождиком.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2017 год. Вариант 1.

32
Задание 27 № 1547

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Со всех сто­рон нас окру­жа­ли липы, дубы, осины, сосны, ели и дру­гие де­ре­вья.
2) Он любил и вос­хи­щал­ся этой скром­ной жен­щи­ной.
3) Про­ра­бо­тав два ме­ся­ца, я всё же на­ла­дил от­но­ше­ния с на­чаль­ством.
4) Со­глас­но при­ка­за ра­бо­чий день на­чи­нал­ся в во­семь утра.
5) Сер­гей задал во­прос, что можно ли уехать се­год­ня.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2017 год. Вариант 2.

33
Задание 27 № 1587

Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

1) Все очень ждут и переживают за молодых спортсменов.
2) На улицах и площадях, в парках и садах ощущается близость весны.
3) Постоянно переезжая из города в город, ему было очень грустно.
4) Отец спросил, что с кем я дружу.
5) В журнале опубликована рецензия о книге.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2017 год. Вариант 3.

34
Задание 21 № 1636

Укажите односоставные предложения:

1) Мне часто вспоминаются эти гордые слова Евгения Базарова.
2) Книге предназначено быть спутником человека.
3) Вам бы в цирке с животными выступать!
4) Прекрасное чувство − взаимная любовь.
5) За один раз большое дерево не срубишь.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2018 год. Вариант 3.

35
Задание 22 № 1637

Укажите предложения, в которых синтаксические нормы не нарушены:

1) В книге я хотела рассказать о своём отце и как сложилась его жизнь.
2) Прочитав сочинение, мне кажется, что оно нуждается в доработке.
3) Ещё раз напоминаю вам об окончательных сроках сдачи рефератов по русскому языку.
4) Этот автор написал много романов, художественных произведений, рассказов, повестей.
5) Наш участковый врач Валентина Викторовна Лагодич работала весь июнь в первую смену.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2018 год. Вариант 3.

36
Задание 36 № 1651

От глагола, выделенного в 17-м предложении текста из задания В1, образуйте страдательное причастие прошедшего времени и запишите его в начальной форме.


(1) Я просыпаюсь от холода. (2) Вылезаю из-под одеяла, иду во двор за поленьями. (3) С десяток поленьев несу в дом. (4) Нащипал лучины и затопил печь. (5) Запах огня был чист и резок. (6) Дым, белый как снег, пошёл в трубу, и я долго смотрел на него.

(7) Через несколько часов на небе показалось яркое солнышко.

(8) Его лучи стали проникать через неплотно притворённые ставни, золотили изразцовую печь и стены. (9) Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли!

(10) Печь уже трещала. (11) Я взял две бадьи и пошёл за водой. (12) Высоко натоптанная тропинка звенела под валенками фарфоровым звоном. (13) Снег на солнце был до того ярок и светел, что глаза непроизвольно щурились, а в тени от домов чётко ощущалась глубинная снежная синева.

(14) Набрав воды, я пошёл домой. (15) Дышалось легко, глубоко. (16) Я не слышал своего сердца. (17) Дома налил воды в самовар, набрал в железный совок румяных, уже успевших нагореть углей и опустил их в нутро самовара. (18) Самовар зашумел почти тотчас же.

(19) Я раскрыл банку сгущёнки, заварил чай и нарезал хлеб. (20) Хорошо-то как!

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2018 год. Вариант 3.

37
Задание 21 № 1716

Укажите односоставные предложения:

1) На моём окне — красивый букет из полевых цветов.
2) Так живите долго, мои любимые друзья!
3) Неожиданно встретил вчера на выставке своего давнего товарища.
4) Деревенский забор выкрашен белой и синей красками.
5) Что же мне делить с тобой?
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2018 год. Вариант 1.

38
Задание 22 № 1717

Укажите предложения, в которых синтаксические нормы не нарушены:

1) Орг­ко­ми­тет ко­ор­ди­ни­ру­ет и ру­ко­во­дит ра­бо­той сек­ций на пле­ну­ме.
2) Управ­ля­ю­щий бан­ком по­здра­вил со­труд­ни­ка с 50-лет­ним юби­ле­ем.
3) Читая ре­цен­зи­ру­е­мое по­со­бие, ру­ко­пись тре­бо­ва­ла до­ра­бот­ки.
4) Про­чи­тан­ная мною книга ле­жа­ла на углу пись­мен­но­го стола.
5) Он спро­сил у меня, что не знаю ли я фа­ми­лию Петра.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2018 год. Вариант 1.

39
Задание 36 № 1731

От глагола, выделенного во 2-м предложении текста из задания В1, образуйте действительное причастие прошедшего времени и запишите его в начальной форме.


(1) «Это подлинник», — с уважением говорят про картину или скульптуру. (2) Казалось бы, можно, легко листая журнал или книгу, где помещены разнообразные репродукции работ художников и скульпторов, познакомиться с их многогранным творчеством. (3) Но почему люди всё-таки стремятся в музеи и картинные галереи? (4) Почему, для того чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?

(5) Эти вопросы очень важны для формирования правильного отношения к искусству. (6) Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. (7) Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли — словом, своё неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. (8) Встреча с произведением искусства — это также встреча с его создателем.

(9) Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать. (10) И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам, тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие. (11) Рассказать обо всём этом, передать очарование подлинника не в силах даже самая совершенная копия.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2018 год. Вариант 1.

40
Задание 21 № 1756

Укажите односоставные предложения:

1) С утра всё небо заволокло грозовыми тучами.
2) Что может быть на свете лучше моря?
3) Столы и стулья целый день двигали с места на место.
4) Бескрайнее небо, раскрашенное голубой краской.
5) Дно в этом озере очень плотное.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2018 год. Вариант 2.

41
Задание 22 № 1757

Укажите предложения, в которых синтаксические нормы не нарушены:

1) В продажу уже поступили четыре новые модели велосипедов.
2) В конференции приняли участие не только учёные из Минска, но и из других белорусских городов.
3) Сочи приветливо встречал участников зимней олимпиады.
4) Статья в газете полностью искажает действительность, которую вы советовали прочитать.
5) Вопреки нашим прогнозам, все ученики справились с этим заданием.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2018 год. Вариант 2.

42
Задание 36 № 1771

От глагола, выделенного в 6-м предложении текста из задания В1, образуйте действительное причастие настоящего времени и запишите его в начальной форме.


(1) Лексика — это словарный запас языка. (2) Центральную, ядерную, часть лексики составляют слова, актуальные для современных носителей русского языка, и прежде всего общеупотребительные слова.

(3) Это слова, понятные всем говорящим на русском языке и необходимые для их повседневного общения, независимо от их занятий, профессии, места жительства, социальной принадлежности, возраста и т. д.

(4) Они образуют активную лексику. (5) Это, например: человек, голова, учить, есть, светлый, умный.

(6) На фоне активной лексики выделяется пассивная лексика.

(7) В неё входят слова, редко употребляющиеся в повседневном общении и не всегда понятные самим носителям языка. (8) Это слова, уже неактуальные в процессе общения (устаревшие слова), или, наоборот, новые слова, недавно появившиеся и ещё не ставшие привычными, актуальными, окончательно не вошедшие в общее употребление (неологизмы).

(9) Границы между активной и пассивной лексикой характеризуются подвижностью, изменчивостью. (10) Это значит, что возможен переход из одной группы в другую. (11) К пассивной лексике в настоящее время относят слова «гусар», «городовой», «денщик» и др., которые ранее принадлежали к активной лексике; в активную же лексику сейчас входят слова «гимназия», «гимназист» и др., ранее принадлежавшие к пассивной лексике.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2018 год. Вариант 2.

Пройти тестирование по этим заданиям