СДАМ ГИА: РЕШУ ЦТ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Стили и функционально-смысловые типы речи

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 29 № 29

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:


Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5

(1) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. (2) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. (3) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца. (4) Воздух делался чист и ясен, солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. (5) Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. (6) Стоишь у окна и думаешь: «Авось, бог даст, распогодится».

(7) Но ветер всё никак не унимался: он волновал сад и нагонял зловещие космы пепельных облаков. (8) И облака бежали низко и быстро и затуманивали солнце. (9) Угасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. (10) Сперва тихо, осторожно, потом всё гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. (11) Наступала долгая, тревожная ночь.

1
Задание 28 № 28

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:

1) Солнечное сентябрьское утро
2) Золотистый свет низкого вечернего солнца
3) Незатихающий ветер
4) Последствия сильной грозы
5) Спокойная осенняя ночь
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

2
Задание 30 № 30

Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 7-е и 8-е предложения текста:

1) лексический повтор
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимение
5) одинаковый порядок слов
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

3
Задание 31 № 31

Найдите в предложениях 5–8 слово, употреблённое в значении "приводить в беспокойное состояние". Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

4
Задание 32 № 32

Определите падеж существительного, выделенного в 8-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

5
Задание 33 № 33

Найдите в предложениях 2–3 глагол несовершенного вида, непереходный, 1-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

6
Задание 34 № 34

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

7
Задание 35 № 35

Найдите в тексте (среди предложений 1–5) предложение, соответствующее схеме: [ ], [ ], ( ). Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года
1) разговорный стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — рассуждение
4) тип речи — описание с элементами повествования
5) задача речи — объяснить, почему в конце сентября погода всегда резко меняется
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

2
Задание 29 № 71

Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:


Текст к заданиям А30 и В1—В5

(1) Вокруг произведения Рафаэля «Сикстинская мадонна» всегда было много тайн. (2) Разные поколения, разные люди находили в «Сикстинской мадонне» что-то своё. (3) Однако все единодушно видели в картине не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства. (4) И вот это самое знаменитое произведение Рафаэля, созданное им около 1516 года, могло быть навсегда утеряно в годы Второй мировой войны.

(5) Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища. (6) Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров галереи. (7) «Сикстинская мадонна» великого Рафаэля оказалась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. (8) На дне ящика был укреплён толстый картон, а внутри ящика — рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. (9) Но в дни войны ящик не мог служить надёжной защитой. (10) В одно мгновение он мог вспыхнуть, и...

(11) Когда ящик нашли и открыли, перед людьми предстало изображение женщины дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. (12) И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжёлыми дорогами войны, сняли перед ней пилотки и фуражки.

1
Задание 30 № 70

Прочитайте текст и определите, какие из приведённых ниже подтем нашли отражение в тексте:

1) История создания картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».
2) Возможная опасность утраты картины во время войны.
3) Поиск знаменитой картины.
4) Ящик для картины «Сикстинская мадонна».
5) Новая жизнь картины после войны.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

2
Задание 33 № 73

Найдите в тексте (среди предложений 5—8) предложение, связанное с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и синонимической замены. Номер предложения запишите цифрой (например, 3) в область ответов.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

3
Задание 34 № 74

Найдите в 6-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

4
Задание 35 № 75

Найдите в предложениях 8—10 глагол совершенного вида, непереходный, 1-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

5
Задание 36 № 76

Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

6
Задание 37 № 77

Найдите в тексте (среди предложений 8—12) предложение, соответствующее схеме: ( ), [ ]. Номер предложения запишите цифрой (цифрами) в область ответов (например, 14).

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.
1) публицистический стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — рассуждение
4) тип речи — повествование с элементами описания
5) задача речи — рассказать о творчестве Рафаэля
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

3
Задание 29 № 110

Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:


Текст к заданиям А29—А30 и В1—В6

(1) Сводки погоды три дня обещали грозу. (2) Однако все эти три дня сияло солнце, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) Поэтому, собираясь в кино, мы не взяли зонтики.

(4) Гроза захватила нас неожиданно, обрушив на город потоки воды. (5) Пока мы добежали до ближайшего подъезда, промокли почти насквозь.

(6) Мы встали у двери, но в подъезд один за другим стремительно влетали с улицы промокшие люди, встряхивались, и брызги от них летели во все стороны. (7) Сначала мы немного отодвинулись от порога, а потом поднялись на лестничную площадку первого этажа.

(8) На улице вовсю плясал и буйствовал дождь. (9) Грязные, мутные потоки лились по мостовой, сбегали со скамеек, с крыши беседки. (10) Какой-то мальчишка, босой, в закатанных выше колен штанах, восторженно и громко визжа, промчался по стремительному ручью вдоль тротуара. (11) Но вот наконец посветлело, дождь стал стихать.

(12) Ты сказала: «Всё равно в кино мы опоздали. (13) Побежали домой. (14) Я так давно не бегала босиком». (15) Я не стал спорить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было радостно. (17) Ты была рядом, и мы топали босиком по центру громадного города.

1
Задание 29 № 109

Прочитайте текст и укажите, на какие вопросы в тексте нет ответов:

1) Какой фильм хотели посмотреть ребята?
2) Почему ребята, собираясь в кино, не взяли зонтики?
3) Куда спрятались ребята от дождя?
4) Сколько времени длилась гроза?
5) Удалось ли ребятам попасть в кино?
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

2
Задание 30 № 111

Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 1-е и 2-е предложения текста:

1) лексические повторы
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимение
5) одинаковый порядок слов
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

3
Задание 33 № 113

Найдите в 6-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

4
Задание 34 № 114

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 5-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

5
Задание 35 № 115

Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 17-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

6
Задание 36 № 116

Найдите в тексте (среди предложений 1—5) сложное предложение с разными видами связи. Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.
1) публицистический стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — повествование с элементами описания
4) тип речи — рассуждение
5) задача речи — рассказать о посещении кинотеатра
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

4
Задание 30 № 150

Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:


Текст к заданиям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое произведение искусства, без сомнения, вложена душа и сердце его создателя. (2) В фильме или спектакле всё может быть ненастоящим, бутафорским: стены комнаты, обстановка, вещи, однако же чувства художника, его желанья, его раздумья всегда настоящие, подлинные. (3) Они-то как раз и составляют особую силу искусства, способную растрогать и расшевелить самого сдержанного человека. (4) Сколько раз вы могли видеть, как после окончания кинокартины встают со своих мест зрители с ещё не просохшими слезами на глазах! (5) Сколько раз, вероятно, вы и сами заливались неудержимым смехом, нисколько не смущаясь тем, что вокруг вас сидят чужие люди.

(6) Мы потому-то и любим искусство, что оно захватывает нас, обостряет наши чувства, побуждает нас становиться лучше, заставляет стремиться к светлым и благородным целям. (7) Постигая «вечное» и «непревзойдённое», мы, кроме того, начинаем верить в то, что и в каждом из нас заложено то прекрасное, к чему зовёт нас искусство.

(8) По моему глубокому убеждению, искусство учит и воспитывает не только зрителей, но и самого художника, творческий путь которого труден и тернист и нередко приносит огорчения и глубокие разочарования. (9) Как и во многих других профессиях, работа творческого человека, безусловно, требует от него самоотверженности, полного напряжения всех сил. (10) Она забирает всё его время, все силы, но зато (я в этом уверен!) даёт ему ощущение необычайной полноты и разнообразия жизни.

1
Задание 29 № 149

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных утверждений соответствуют содержанию текста:

1) Подлинность чувств, желаний, раздумий художника позволяет произведениям искусства воздействовать на человека.
2) Искусство обладает заряжающей силой.
3) Искусство воздействует на зрителя, но не воздействует на самого художника.
4) Путь художника чаще всего бывает лёгким.
5) Работа творческого человека делает его жизнь полной и разнообразной.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.

2
Задание 30 № 151

Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 9-е и 10-е предложения текста:

1) лексические повторы
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимения
5) одинаковый порядок слов
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.

3
Задание 33 № 153

Найдите в 8-м предложении слово, строение которого соответствует схеме:

 

приставка + корень + окончание

 

Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.

4
Задание 34 № 154

Найдите в 8-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.

5
Задание 36 № 156

Найдите в тексте (среди предложений 4—7) сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.
1) публицистический стиль речи
2) разговорный стиль речи
3) тип речи — повествование
4) тип речи — рассуждение
5) задача речи — убедить читателя в том, что произведения искусства не всегда воздействуют на мысли и сознание человека.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.

5
Задание 30 № 190

Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:


Текст к заданиям А29—А30 и В1—В5

(1) Рогульник плавающий (водяной орех) — редкий, реликтовый европейский вид семейства рогульниковых, находящийся в Европе под угрозой исчезновения. (2) Он включён в Красную книгу Республики Беларусь.

(3) Рогульник — однолетнее водное травянистое растение, иногда свободно плавающее, но обычно прикреплённое ко дну. (4) Для водяного ореха, как и для других водяных растений, характерна разнолистность. (5) Прежде всего на его стебле появляются нитевидные, рано опадающие листья. (6) Затем на водной поверхности рогульник развивает одну или несколько розеток ромбических, зазубренных листьев, несколько напоминающих по форме листья берёзы. (7) Эти листья расположены мозаично благодаря разной длине черешков.

(8) В верхней части черешков имеются так называемые «плавательные пузыри» — вздутия, заполненные воздухоносной тканью. (9) В пазухах листьев появляются одиночные цветки с белыми или розоватыми прозрачными лепестками. (10) Верхние доли чашечки цветка постепенно отвердевают и превращаются в легко отламывающиеся шипы. (11) Костянковидные плоды — «орехи» — имеют роговидные выступы. (12) У водяного ореха плоды съедобны. (13) Они также являются ценным лекарственным сырьём.

(14) Рогульник предпочитает пойменные озёра, куда в половодье поступает свежая вода, а также заводи рек глубиной
50—200 см, с илистым грунтом и обогащённой железом водой. (15) В Беларуси этот вид встречается в озёрах бассейнов рек Припяти, Березины, Днепра, Сожа, в Городокском районе Витебской области, Житковичском районе Минской области.

1
Задание 29 № 189

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:

1) Реликтовый вид семейства рогульниковых.
2) Факторы угрозы исчезновения рогульника.
3) Листья водяного ореха.
4) Механизм опыления цветов рогульника.
5) Предпочтительные места произрастания рогульника.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2014 год. Вариант 31.

2
Задание 30 № 191

Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 12-е и 13-е предложения текста:

1) лексический повтор
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимение
5) одинаковый порядок слов
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2014 год. Вариант 31.

3
Задание 33 № 193

Найдите в 14-м предложении качественное прилагательное и запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2014 год. Вариант 31.

4
Задание 34 № 194

Найдите в 7-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2014 год. Вариант 31.

5
Задание 35 № 195

Определите, каким членом предложения является слово, выделенное в 6-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2014 год. Вариант 31.
1) публицистический стиль речи
2) научный стиль речи
3) тип речи — описание
4) тип речи — рассуждение
5) задача речи — призвать к защите исчезающих видов растений
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2014 год. Вариант 31.

Пройти тестирование по этим заданиям