СДАМ ГИА: РЕШУ ЦТ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Определение части речи в тексте

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 34 № 34

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.


Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5

(1) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. (2) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. (3) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца. (4) Воздух делался чист и ясен, солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. (5) Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. (6) Стоишь у окна и думаешь: «Авось, бог даст, распогодится».

(7) Но ветер всё никак не унимался: он волновал сад и нагонял зловещие космы пепельных облаков. (8) И облака бежали низко и быстро и затуманивали солнце. (9) Угасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. (10) Сперва тихо, осторожно, потом всё гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. (11) Наступала долгая, тревожная ночь.

1
Задание 28 № 28

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:

1) Солнечное сентябрьское утро
2) Золотистый свет низкого вечернего солнца
3) Незатихающий ветер
4) Последствия сильной грозы
5) Спокойная осенняя ночь
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

2
Задание 29 № 29

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

1) разговорный стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — рассуждение
4) тип речи — описание с элементами повествования
5) задача речи — объяснить, почему в конце сентября погода всегда резко меняется
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

3
Задание 30 № 30

Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 7-е и 8-е предложения текста:

1) лексический повтор
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимение
5) одинаковый порядок слов
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

4
Задание 31 № 31

Найдите в предложениях 5–8 слово, употреблённое в значении "приводить в беспокойное состояние". Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

5
Задание 32 № 32

Определите падеж существительного, выделенного в 8-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

6
Задание 33 № 33

Найдите в предложениях 2–3 глагол несовершенного вида, непереходный, 1-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

7
Задание 35 № 35

Найдите в тексте (среди предложений 1–5) предложение, соответствующее схеме: [ ], [ ], ( ). Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

2
Задание 34 № 114

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 5-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.


Текст к заданиям А29—А30 и В1—В6

(1) Сводки погоды три дня обещали грозу. (2) Однако все эти три дня сияло солнце, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) Поэтому, собираясь в кино, мы не взяли зонтики.

(4) Гроза захватила нас неожиданно, обрушив на город потоки воды. (5) Пока мы добежали до ближайшего подъезда, промокли почти насквозь.

(6) Мы встали у двери, но в подъезд один за другим стремительно влетали с улицы промокшие люди, встряхивались, и брызги от них летели во все стороны. (7) Сначала мы немного отодвинулись от порога, а потом поднялись на лестничную площадку первого этажа.

(8) На улице вовсю плясал и буйствовал дождь. (9) Грязные, мутные потоки лились по мостовой, сбегали со скамеек, с крыши беседки. (10) Какой-то мальчишка, босой, в закатанных выше колен штанах, восторженно и громко визжа, промчался по стремительному ручью вдоль тротуара. (11) Но вот наконец посветлело, дождь стал стихать.

(12) Ты сказала: «Всё равно в кино мы опоздали. (13) Побежали домой. (14) Я так давно не бегала босиком». (15) Я не стал спорить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было радостно. (17) Ты была рядом, и мы топали босиком по центру громадного города.

1
Задание 29 № 109

Прочитайте текст и укажите, на какие вопросы в тексте нет ответов:

1) Какой фильм хотели посмотреть ребята?
2) Почему ребята, собираясь в кино, не взяли зонтики?
3) Куда спрятались ребята от дождя?
4) Сколько времени длилась гроза?
5) Удалось ли ребятам попасть в кино?
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

2
Задание 30 № 111

Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 1-е и 2-е предложения текста:

1) лексические повторы
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимение
5) одинаковый порядок слов
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

3
Задание 33 № 113

Найдите в 6-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

4
Задание 35 № 115

Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 17-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

5
Задание 36 № 116

Найдите в тексте (среди предложений 1—5) сложное предложение с разными видами связи. Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

3
Задание 34 № 274

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.


Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5

(1) Лейтенант резко взял с места, направляясь к кустарнику, однако в рыхлом снегу лыжи скользили плохо, проваливаясь в глубокие колеи, из которых торчали лишь их изогнутые концы. (2) А ветки кустарника цеплялись за маскировочный халат, срывали с головы капюшон. (3) Наверное, четверть часа лейтенант продирался через кустарник, пока наконец не вырвался в поле. (4) Взгляд его был устремлён вперёд, лейтенант не оглядывался, он слышал шорох лыж сзади и мерное привычное дыхание бойцов. (5) Его гнев понемногу стал спадать, самая большая беда миновала, он стал свыкаться с тем, что их осталось восемь. (6) Правда, полностью примириться с этим было нельзя. (7) Но трудный участок они проскочили, и теперь важно было не нарваться в ночи на какие-нибудь тыловые части.

(8) Вскоре на снегу наметился небольшой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало свободнее. (9) В ветреном ночном сумраке слышался сплошной шорох снега под лыжами. (10) Лейтенант ещё увеличил темп. (11) Дорога была дальняя, даже слишком дальняя для одной ночи, и надо было спешить. (12) Тут он ещё помнил маршрут, изученный накануне по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же речушки.

(13) Группа быстро двигалась в серых ночных сумерках. (14) Беззвёздное небо сплошным пологом накрыло зимний простор, в котором тускло темнели размытые пятна кустарников, деревьев, бурьяна и ещё чего-то неясного и загадочного. (15) Ракеты на передовой светили далеко сзади. (16) Постепенно лейтенант стал успокаиваться: они прорвались.

1
Задание 28 № 268

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:

1) Рыхлый снег и ветки кустарника мешали бойцам быстро передвигаться.
2) Для бойцов было важно не встретить ночью в пути тыловые части.
3) В ночном сумраке не было слышно ни звука.
4) Лейтенант совсем не помнил маршрут.
5) Лейтенант вёл группу в сторону ракет, которые изредка вспыхивали и гасли далеко впереди.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

2
Задание 29 № 269

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

1) публицистический стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — повествование с элементами описания
4) тип речи — рассуждение
5) задача речи — рассказать о том, как группа бойцов оказалась в окружении
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

3
Задание 30 № 270

Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 14-м предложении текста:

1) употреблено в значении лишённый "отчётливых очертаний"
2) употреблено в значении "абсолютно недоступный зрению"
3) синоним — нечёткий
4) синоним — невидимый
5) антоним — смутный
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

4
Задание 31 № 271

Найдите в тексте (среди предложений 1—4) предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Номер предложения запишите цифрой (например, 7) в область ответов.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

5
Задание 32 № 272

Найдите в 11-м предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

6
Задание 33 № 273

Найдите в предложениях 1 и 2 глагол несовершенного вида, переходный, 1-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

7
Задание 35 № 275

Найдите в тексте (среди предложений 8—12) предложение, соответствующее схеме: [ ], { ). Номер предложения запишите цифрой (цифрами) в область ответов (например, 14).

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

4
Задание 34 № 314

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 6-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.


Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5

(1) Родина письма — Древний Восток. (2) Наидревнейшей считается письменность шумеров, которая возникла более пяти тысяч лет назад. (3) Существует гипотеза, что из шумерского письма происходят все остальные письменности (кроме письма майя). (4) Шумерское письмо хорошо изучено, известна его многовековая эволюция от пиктограмм к словесным и затем к словесно-слоговым знакам.

(5) Самые ранние образцы шумерской письменности — это бирки с печатью и пометкой о количестве предметов или животных. (6) Затем появились более сложные учётные таблицы. (7) Выдающимся достижением шумеров было то, что количество они обозначали отдельным знаком. (8) Например, пяти коровам соответствовали пять кружочков и рисунок коровы, а не пять рисунков коровы, как в других письменностях. (9) Постепенно система усложнялась: появились стандартные знаки — иероглифы, с помощью которых легче всего было изображать конкретные предметы. (10) С течением времени значки всё менее походили на рисунки. (11) У шумеров появились стандартные условные знаки, состоявшие из клинообразных чёрточек. (12) По форме клинообразных чёрточек шумерское письмо в настоящее время называют клинописью.

(13) Труднее всего было изображать абстрактные понятия, имена собственные. (14) В этом помогал ребусный принцип, при котором, например, знак стрелы использовали не только для слова «стрела», но и для слова «жизнь». (15) Шумеры постоянно применяли ребусный принцип и закрепили за некоторыми знаками не конкретное значение, а звуковое чтение.

1
Задание 28 № 308

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:

1) Шумерское письмо плохо изучено, известен только его путь развития от пиктограмм к словесным знакам.
2) Учёные давно доказали, что шумерское письмо стало основой для формирования всех известных человечеству письменностей.
3) Наиболее ранние образцы шумерской письменности — это бирки с печатью и пометкой о количестве предметов или животных.
4) Шумерское письмо называют клинописью.
5) При изображении абстрактных понятий и имён собственных шумеры использовали ребусный принцип.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 2.

2
Задание 29 № 309

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

1) научный стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — рассуждение
4) задача речи — дать представление о Древнем Востоке как родине письма майя
5) задача речи — рассказать о том, как возникла и как развивалась письменность шумеров
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 2.

3
Задание 30 № 310

Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному во 2-м предложении текста:

1) употреблено в значении "вывести из состояния покоя, привести в движение"
2) употреблено в значении "появиться, зародиться где-либо"
3) синоним — восстановиться
4) антоним — исчезнуть
5) антоним — проявиться
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 2.

4
Задание 31 № 311

Найдите в тексте (среди предложений 12—15) предложение, связанное с предыдущим при помощи лексических повторов и синонимической замены.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 2.

5
Задание 32 № 312

Найдите в 7-м предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 2.

6
Задание 33 № 313

Найдите в предложениях 8 и 9 глагол совершенного вида, непереходный, 2-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 2.

7
Задание 35 № 315

Найдите в тексте (среди предложений 13—15) предложение, соответствующее схеме: [ ], ( ). Номер предложения запишите цифрой (цифрами) в область ответов (например, 12).

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 2.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 2.

5
Задание 34 № 354

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 7-м предложении текста. Ответ запишите в именительном падеже.


Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5

 

(1) Географическая оболочка является крупнейшим природным комплексом Земли. (2) И три внешние оболочки Земли — литосфера, гидросфера, атмосфера — тесно взаимосвязаны. (3) Так, газы атмосферы проникают в воду и в горные породы. (4) Вода просачивается в земную кору, размывает и растворяет горные породы. (5) И далее частицы горных пород попадают в атмосферу, а растворимые вещества — в воду. (6) Всё это происходит при участии солнечного света и тепла. (7) В результате такого взаимодействия верхние слои литосферы, вся гидросфера и нижние слои атмосферы образуют единую систему — географическую оболочку.

 

(8) Условия в географической оболочке благоприятны для развития жизни. (9) Миллиарды лет назад в географической оболочке появились организмы, которые затем начали в ней развиваться и распространяться. (10) Впоследствии они сами стали важнейшим элементом географической оболочки, изменив и объединив остальные её части.

 

(11) Именно эти организмы создали «живую» оболочку Земли — биосферу. (12) Согласно учению о биосфере Владимира Ивановича Вернадского, известного русского учёного, академика, биосфера состоит из живых веществ, то есть из всех живущих на Земле организмов, и неживых веществ, созданных и переработанных этими организмами. (13) Необходимо отметить, что биосфера находится в постоянном движении: её развитие продолжается и в настоящий период существования планеты.

1
Задание 28 № 348

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:

1) Литосфера, гидросфера и атмосфера тесно взаимосвязаны.
2) Географическая оболочка Земли является единой системой.
3) В географической оболочке Земли нет благоприятных условий для развития жизни.
4) Живые организмы не являются компонентом географической оболочки Земли.
5) Согласно учению В. И. Вернадского, биосфера состоит из живых и неживых веществ.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 3.

2
Задание 29 № 349

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

1) научный стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — рассуждение;
4) задача речи — убедить читателя в том, что в географической оболочке нет условий для зарождения и развития живых организмов;
5) задача речи — дать представление о географической оболочке Земли и рассказать, как появилась в ней биосфера.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 3.

3
Задание 30 № 350

Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 10-м предложении текста:

1) употреблено в значении «составная часть чего-либо»;
2) употреблено в значении «предмет, сырьё, применяемые для изготовления чего-либо»;
3) синоним — компонент;
4) синоним — фактор;
5) антоним — материя.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 3.

4
Задание 31 № 351

Найдите в тексте (среди предложений 1—4) предложение, связанное с предыдущим при помощи лексических повторов и союза.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 3.

5
Задание 32 № 352

Найдите в 9-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 3.

6
Задание 33 № 353

Найдите в предложениях 7—9 глагол совершенного вида, непереходный, 2-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 3.

7
Задание 35 № 355

Найдите в тексте (среди предложений 7—10) предложение, соответствующее схеме: [ ], ( ). Номер предложения запишите цифрой (цифрами) (например, 5).

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 3.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 3.

Пройти тестирование по этим заданиям