СДАМ ГИА: РЕШУ ЦТ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Синтаксис: нахождение предложения, соответствующего схеме

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 35 № 35

Найдите в тексте (среди предложений 1–5) предложение, соответствующее схеме: [ ], [ ], ( ). Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.


Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5

(1) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. (2) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. (3) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца. (4) Воздух делался чист и ясен, солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. (5) Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. (6) Стоишь у окна и думаешь: «Авось, бог даст, распогодится».

(7) Но ветер всё никак не унимался: он волновал сад и нагонял зловещие космы пепельных облаков. (8) И облака бежали низко и быстро и затуманивали солнце. (9) Угасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь. (10) Сперва тихо, осторожно, потом всё гуще и, наконец, превращался в ливень с бурей и темнотою. (11) Наступала долгая, тревожная ночь.

(1) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. (2) Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. (3) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца. (4) Воздух делался чист и ясен, солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра. (5) Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков.

1
Задание 28 № 28

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже подтем нашли отражение в тексте:

1) Солнечное сентябрьское утро
2) Золотистый свет низкого вечернего солнца
3) Незатихающий ветер
4) Последствия сильной грозы
5) Спокойная осенняя ночь
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

2
Задание 29 № 29

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

1) разговорный стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — рассуждение
4) тип речи — описание с элементами повествования
5) задача речи — объяснить, почему в конце сентября погода всегда резко меняется
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

3
Задание 30 № 30

Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 7-е и 8-е предложения текста:

1) лексический повтор
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимение
5) одинаковый порядок слов
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

4
Задание 31 № 31

Найдите в предложениях 5–8 слово, употреблённое в значении "приводить в беспокойное состояние". Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

5
Задание 32 № 32

Определите падеж существительного, выделенного в 8-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

6
Задание 33 № 33

Найдите в предложениях 2–3 глагол несовершенного вида, непереходный, 1-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

7
Задание 34 № 34

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года
Источник: Демонстрационная версия ЦТ по русскому языку 2016−2017 учебного года

2
Задание 37 № 77

Найдите в тексте (среди предложений 8—12) предложение, соответствующее схеме: ( ), [ ]. Номер предложения запишите цифрой (цифрами) в область ответов (например, 14).


Текст к заданиям А30 и В1—В5

(1) Вокруг произведения Рафаэля «Сикстинская мадонна» всегда было много тайн. (2) Разные поколения, разные люди находили в «Сикстинской мадонне» что-то своё. (3) Однако все единодушно видели в картине не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства. (4) И вот это самое знаменитое произведение Рафаэля, созданное им около 1516 года, могло быть навсегда утеряно в годы Второй мировой войны.

(5) Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища. (6) Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров галереи. (7) «Сикстинская мадонна» великого Рафаэля оказалась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. (8) На дне ящика был укреплён толстый картон, а внутри ящика — рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. (9) Но в дни войны ящик не мог служить надёжной защитой. (10) В одно мгновение он мог вспыхнуть, и...

(11) Когда ящик нашли и открыли, перед людьми предстало изображение женщины дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. (12) И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжёлыми дорогами войны, сняли перед ней пилотки и фуражки.

(8) На дне ящика был укреплён толстый картон, а внутри ящика — рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина.

1
Задание 30 № 70

Прочитайте текст и определите, какие из приведённых ниже подтем нашли отражение в тексте:

1) История создания картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».
2) Возможная опасность утраты картины во время войны.
3) Поиск знаменитой картины.
4) Ящик для картины «Сикстинская мадонна».
5) Новая жизнь картины после войны.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

2
Задание 29 № 71

Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:

1) публицистический стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — рассуждение
4) тип речи — повествование с элементами описания
5) задача речи — рассказать о творчестве Рафаэля
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

3
Задание 33 № 73

Найдите в тексте (среди предложений 5—8) предложение, связанное с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и синонимической замены. Номер предложения запишите цифрой (например, 3) в область ответов.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

4
Задание 34 № 74

Найдите в 6-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

5
Задание 35 № 75

Найдите в предложениях 8—10 глагол совершенного вида, непереходный, 1-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

6
Задание 36 № 76

Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2011 год. Вариант 1.

3
Задание 36 № 116

Найдите в тексте (среди предложений 1—5) сложное предложение с разными видами связи. Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.


Текст к заданиям А29—А30 и В1—В6

(1) Сводки погоды три дня обещали грозу. (2) Однако все эти три дня сияло солнце, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) Поэтому, собираясь в кино, мы не взяли зонтики.

(4) Гроза захватила нас неожиданно, обрушив на город потоки воды. (5) Пока мы добежали до ближайшего подъезда, промокли почти насквозь.

(6) Мы встали у двери, но в подъезд один за другим стремительно влетали с улицы промокшие люди, встряхивались, и брызги от них летели во все стороны. (7) Сначала мы немного отодвинулись от порога, а потом поднялись на лестничную площадку первого этажа.

(8) На улице вовсю плясал и буйствовал дождь. (9) Грязные, мутные потоки лились по мостовой, сбегали со скамеек, с крыши беседки. (10) Какой-то мальчишка, босой, в закатанных выше колен штанах, восторженно и громко визжа, промчался по стремительному ручью вдоль тротуара. (11) Но вот наконец посветлело, дождь стал стихать.

(12) Ты сказала: «Всё равно в кино мы опоздали. (13) Побежали домой. (14) Я так давно не бегала босиком». (15) Я не стал спорить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было радостно. (17) Ты была рядом, и мы топали босиком по центру громадного города.

(1) Сводки погоды три дня обещали грозу.

1
Задание 29 № 109

Прочитайте текст и укажите, на какие вопросы в тексте нет ответов:

1) Какой фильм хотели посмотреть ребята?
2) Почему ребята, собираясь в кино, не взяли зонтики?
3) Куда спрятались ребята от дождя?
4) Сколько времени длилась гроза?
5) Удалось ли ребятам попасть в кино?
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

2
Задание 30 № 111

Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 1-е и 2-е предложения текста:

1) лексические повторы
2) синонимическая замена
3) союз
4) местоимение
5) одинаковый порядок слов
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

3
Задание 33 № 113

Найдите в 6-м предложении слово, в котором звуков больше, чем букв. Запишите его в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

4
Задание 34 № 114

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 5-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

5
Задание 35 № 115

Определите вид подчинительной связи в словосочетании, выделенном в 17-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2012 год. Вариант 11.

4
Задание 36 № 156

Найдите в тексте (среди предложений 4—7) сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Номер предложения запишите цифрой (например, 8) в область ответов.


Текст к заданиям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое произведение искусства, без сомнения, вложена душа и сердце его создателя. (2) В фильме или спектакле всё может быть ненастоящим, бутафорским: стены комнаты, обстановка, вещи, однако же чувства художника, его желанья, его раздумья всегда настоящие, подлинные. (3) Они-то как раз и составляют особую силу искусства, способную растрогать и расшевелить самого сдержанного человека. (4) Сколько раз вы могли видеть, как после окончания кинокартины встают со своих мест зрители с ещё не просохшими слезами на глазах! (5) Сколько раз, вероятно, вы и сами заливались неудержимым смехом, нисколько не смущаясь тем, что вокруг вас сидят чужие люди.

(6) Мы потому-то и любим искусство, что оно захватывает нас, обостряет наши чувства, побуждает нас становиться лучше, заставляет стремиться к светлым и благородным целям. (7) Постигая «вечное» и «непревзойдённое», мы, кроме того, начинаем верить в то, что и в каждом из нас заложено то прекрасное, к чему зовёт нас искусство.

(8) По моему глубокому убеждению, искусство учит и воспитывает не только зрителей, но и самого художника, творческий путь которого труден и тернист и нередко приносит огорчения и глубокие разочарования. (9) Как и во многих других профессиях, работа творческого человека, безусловно, требует от него самоотверженности, полного напряжения всех сил. (10) Она забирает всё его время, все силы, но зато (я в этом уверен!) даёт ему ощущение необычайной полноты и разнообразия жизни.

(4) Сколько раз вы могли видеть, как после окончания кинокартины встают со своих мест зрители с ещё не просохшими слезами на глазах!

1
Задание 29 № 149

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных утверждений соответствуют содержанию текста:

1) Подлинность чувств, желаний, раздумий художника позволяет произведениям искусства воздействовать на человека.
2) Искусство обладает заряжающей силой.
3) Искусство воздействует на зрителя, но не воздействует на самого художника.
4) Путь художника чаще всего бывает лёгким.
5) Работа творческого человека делает его жизнь полной и разнообразной.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.

2
Задание 30 № 150

Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:

1) публицистический стиль речи
2) разговорный стиль речи
3) тип речи — повествование
4) тип речи — рассуждение
5) задача речи — убедить читателя в том, что произведения искусства не всегда воздействуют на мысли и сознание человека.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.

3
Задание 33 № 153

Найдите в 8-м предложении слово, строение которого соответствует схеме:

 

приставка + корень + окончание

 

Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.

4
Задание 34 № 154

Найдите в 8-м предложении текста словосочетание со связью примыкание и выпишите из него зависимое слово в область ответов.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: полный сборник тестов, 2013 год. Вариант 21.

5
Задание 35 № 275

Найдите в тексте (среди предложений 8—12) предложение, соответствующее схеме: [ ], { ). Номер предложения запишите цифрой (цифрами) в область ответов (например, 14).


Текст к заданиям А28—А30 и В1—В5

(1) Лейтенант резко взял с места, направляясь к кустарнику, однако в рыхлом снегу лыжи скользили плохо, проваливаясь в глубокие колеи, из которых торчали лишь их изогнутые концы. (2) А ветки кустарника цеплялись за маскировочный халат, срывали с головы капюшон. (3) Наверное, четверть часа лейтенант продирался через кустарник, пока наконец не вырвался в поле. (4) Взгляд его был устремлён вперёд, лейтенант не оглядывался, он слышал шорох лыж сзади и мерное привычное дыхание бойцов. (5) Его гнев понемногу стал спадать, самая большая беда миновала, он стал свыкаться с тем, что их осталось восемь. (6) Правда, полностью примириться с этим было нельзя. (7) Но трудный участок они проскочили, и теперь важно было не нарваться в ночи на какие-нибудь тыловые части.

(8) Вскоре на снегу наметился небольшой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало свободнее. (9) В ветреном ночном сумраке слышался сплошной шорох снега под лыжами. (10) Лейтенант ещё увеличил темп. (11) Дорога была дальняя, даже слишком дальняя для одной ночи, и надо было спешить. (12) Тут он ещё помнил маршрут, изученный накануне по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же речушки.

(13) Группа быстро двигалась в серых ночных сумерках. (14) Беззвёздное небо сплошным пологом накрыло зимний простор, в котором тускло темнели размытые пятна кустарников, деревьев, бурьяна и ещё чего-то неясного и загадочного. (15) Ракеты на передовой светили далеко сзади. (16) Постепенно лейтенант стал успокаиваться: они прорвались.

(8) Вскоре на снегу наметился небольшой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало свободнее.

1
Задание 28 № 268

Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:

1) Рыхлый снег и ветки кустарника мешали бойцам быстро передвигаться.
2) Для бойцов было важно не встретить ночью в пути тыловые части.
3) В ночном сумраке не было слышно ни звука.
4) Лейтенант совсем не помнил маршрут.
5) Лейтенант вёл группу в сторону ракет, которые изредка вспыхивали и гасли далеко впереди.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

2
Задание 29 № 269

Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:

1) публицистический стиль речи
2) художественный стиль речи
3) тип речи — повествование с элементами описания
4) тип речи — рассуждение
5) задача речи — рассказать о том, как группа бойцов оказалась в окружении
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

3
Задание 30 № 270

Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 14-м предложении текста:

1) употреблено в значении лишённый "отчётливых очертаний"
2) употреблено в значении "абсолютно недоступный зрению"
3) синоним — нечёткий
4) синоним — невидимый
5) антоним — смутный
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

4
Задание 31 № 271

Найдите в тексте (среди предложений 1—4) предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Номер предложения запишите цифрой (например, 7) в область ответов.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

5
Задание 32 № 272

Найдите в 11-м предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв. Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно употреблено в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

6
Задание 33 № 273

Найдите в предложениях 1 и 2 глагол несовершенного вида, переходный, 1-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

7
Задание 34 № 274

Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 3-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.

Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.
Источник: Централизованное тестирование. Русский язык: сборник тестов, 2016 год. Вариант 1.

Пройти тестирование по этим заданиям